Reuters: перед катастрофой эфиопского Боинга отключённая система MCAS включилась сама
Мы сообщали о проблемах с системой MCAS (Maneuvering Characteristics Augmentation System), которая призвана незаметно помогать пилотам управлять самолётами Боинг 737 Max в ручном режиме (при отключении автопилота). Считается, что именно она привела к двум последним авиакатастрофам с этой машиной. Недавно Федеральное управление авиации США (FAA) отправило на доработку программную заплатку, созданную специалистами «Боинга», так что самолёты ещё долго не поднимутся в воздух даже над Америкой. Сейчас идёт расследование катастрофы эфиопского Боинга 10 марта, и издание Reuters, ссылаясь на свои источники, сообщило, что система MCAS снова активировалась уже после отключения пилотами, и перевела самолёт в пикирование.
Два источника сообщили, что предварительный эфиопский отчёт о катастрофе должен быть опубликован в течение нескольких дней и может включать в себя доказательства того, что система MCAS включалась целых четыре раза, прежде чем 737 Max упал на землю. Третий источник сообщил журналистам, что программное обеспечение снова запустилось после того, как пилоты выключили его, но добавил, что был только один ключевой эпизод, в котором MCAS перевела самолёт в пикирование перед катастрофой. Якобы ПО снова заработало без вмешательства человека.
В заявлении журналистам по этим данным «Боинг» сказала: «Мы призываем к осторожности, не делать предположений и выводов по результатам до публикации данных полёта и предварительного отчёта». Система MCAS в настоящее время находится в центре скандала, связанного с крушениями эфиопского рейса 302 и аварии Lion Air в Индонезии пять месяцев назад — в результате этих катастроф погибло в общей сложности 346 человек.
REUTERS/Tiksa Negeri/File Photo
Ставки высоки: Боинг 737 Max является самым продаваемым самолётом компании, на который уже поступило около 5000 заказов. А сейчас парк проданных самолётов продолжает простаивать по всему миру. Возобновление полётов зависит от той роли, которую конструктивные особенности машины сыграли в авиакатастрофе, хотя следователи также обращают внимание на действия авиакомпаний, экипажа и меры регулирования. «Боинг» собирается обновить программное обеспечение MCAS и ввести новые программы обучения пилотов.
Ранее сообщалось, что в обеих катастрофах проблема могла быть связана с неверной работой MCAS, которая ориентировалась на ошибочные данные угла атаки от одного из двух датчиков самолёта. Теперь расследование, как утверждается, пришло к тому, что в эфиопском случае MCAS первоначально правильно была отключена пилотами, но затем возобновила отправку автоматических инструкций на стабилизатор, что перевело самолёт в состояние пикирования.
После аварии в Индонезии «Боинг» выпустила инструкции для пилотов, в которых сообщалась процедура деактивации MCAS. Она требует, чтобы после отключения и вплоть до конца полёта экипаж не включал эту систему. Ранее издание The Wall Street Journal сообщало, что пилоты вначале следовали аварийным процедурам от «Боинга», но позднее от них отказались, пытаясь восстановить контроль над самолётом. Как утверждается, отключение системы не приводит к полному прекращению работы MCAS, но разрывает связь между ПО, продолжающим отдавать неверные инструкции стабилизатору, и фактическим управлением самолёта. Исследователи сейчас выясняют, существуют ли какие-либо условия, при которых MCAS может автоматически активироваться снова, без ведома пилотов.
Аналитик Бьорн Ферм (Bjorn Fehrm) в своём блоге высказал предположение, что у пилотов могло не получиться вручную вывести стабилизатор из положения пикирования. Поэтому они могли принять решение снова активировать MCAS, чтобы попытаться установить стабилизатор в нужное положение, а система попросту не дала им этого сделать. Эксперты по безопасности, впрочем, подчёркивают, что расследование далеко не завершено, а большинство авиационных катастроф вызвано сочетанием человеческого и технического факторов.